Падтрымаць насКронікаСувязь з намі55+ News

Большое путешествие по старому городу, не выходя из одного дома

Всегда громкая и оживленная улица Советская, как река вбирает в себя тихие переулки, незаметные дворики. Они вливаются в пешеходный поток и добавляют городу колорит. На улице Тельмана 4, неприметный среди других, летом открылся центр «Фестивальный». Неожиданно он стал самым интерактивным объектом культуры в городе.

Здесь можно увидеть старый Гродно в формате 1 к 200, «полетать» вместе с птицами, накрыть электронный стол, подсмотреть городские уличные сценки, вдруг оказаться среди танцующих грузин. Или окунуться в свое детство, увидев… азбуку.

Почему птицы прозрачные

На первом этаже – роспись гродненского художника Александра Сильвановича. Вместо обычного фольклорного соцветия, аллегорическая флористика, где сплетаются орнаменты, легенды, бытовые сценки, символы.

«Это элемент приглашения», – считает художник, роспись задает тон всему интерьеру центра, где нет случайных деталей. Из цветка вылетают птицы. Сначала прозрачные, они постепенно покрываются орнаментами, характерными для разных национальностей. Ведь центр посвящен фестивалю культур, который проходит в Гродно один раз в два года.

«Этот цветок не вянет зимой. Птицы в его ауре чудесно преображаются, наполняясь новым смыслом. Раз в два года цветок раскрашивает лепестки яркими красками лета и выплескивает их на улицы города фестивалем национальных культур», – из впечатлений Светланы Елисеевой..

Жёлтый фарный костел и загубленная ратуша

Гродненский историк Игорь Лапехо показывает в центре свой макет «Брамы гарадзенскiе». Инсталляция занимает 4×4 метра, мы видим старинный и современный Гродно, исторические памятники, в том числе утраченные.  Каждое здание восстановлено и реконструировано таким, каким было в период своего расцвета. Над ратушей (разрушена после войны) Игорь Лапехо работал полгода.

Игорь Лапехо

Все макеты создавались на основе исследований историка. Из темноты выступают Фарный костел, еврейский квартал, Фара Витовта, место гродненскому драмтеатру тоже нашлось. А Фарный иезуитский костел был сначала покрашен в жёлтый цвет. Этому есть объяснение – такой цвет был принят в те времена.

На прошлой неделе идеальный город, который Игорь Лапехо создавал 12 лет, принес ему премию имени Юзефа Ядковского за сохранение культурного наследия. Но автор не собирается останавливаться и уже начал вырезать новые макеты – Городницы.

 

Часть будущей Городницы

Гродненские дворики…

Куклы вошли в жизнь Татьяны Скрипий, когда ей было уже за сорок. Однажды, сидела дома на больничном и увидела видео в интернете. Почувствовала, что это ее.

Татьяна выбрала технику, где куклы отливаются из пластика и запекаются… в духовке, костюмы мастерица шьет сама. Появилась первые образы, затем жанровые коллекции, а теперь еще и в художественном антураже. В культурном центре «Фестивальный» проходит совместная выставка Татьяны Скрипий и гродненского художника Алеся Сурова «Гродненские дворики».

В выставочном зале – 15 кукол, одетых в костюмы людей конца 19 века, которые жили и работали на улице Ивановской / сейчас Тельмана/. Это стоматолог и его пациент, швея, модельер, продавец булок, фотограф. Фотомастерская известного Гродненского фотографа Зельмана Карасика находилась в доме напротив культурного центра.

Старожитные улицы Гродно, антикварные вещи, картины, которые знакомят нас с городскими улочками и их жителями представлены Алесем Суровым.  /белорусский  художник, дизайнер, карикатурист, сценограф, мастер инсталляций  и живописи/. Суров расселил жителей двориков на стульях –  качающихся, обшарпанных, перекрашенных… Куклы очень реалистичны. Так выставку посетила девочка, которая лицом походила на даму на вокзале.  Рыжеволосый мальчуган был точной копией куклы мальчика-бродяжки из прошлого века.

 

Жанровые картинки оформлены симпатичными рамами с «мусорки» – старые доски от письменного стола, куски деревянной бочки, форточка без стекла. Все вместе просто завораживает, переносит в другую эпоху, ловишь себя на мысли о том, что хочется еще не раз вернуться в «Гродненские дворики»…

Черная икра стоила 3 рубля

«Фестивальный» – это не музей, а скорее визуализированные ассоциации, события, факты. Экспонаты, постоянные и выставочные, не только передают атмосферу гродненских фестивалей культур, но и рождают собственные воспоминания. Это может быть азбука на литовском или старая книга. Экспонаты приносят дипломаты, национальные делегации и просто обычные горожане.

Людмила Трухачёва, слушатель «Золотого пера», увидела в центре альбом о Казахстане и сразу же нахлынули воспоминания, ведь она провела там детство… Представляем её зарисовки, ведь «фестивальный» превратился для Людмилы в машину времени.

  • Папа был нефтяником, помню, как он возвращался с работы, весь пропахший нефтью и песком. Весь плащ был пропитан этими запахами.
  • Ранней весной, как только сходил снег, появлялись белые подснежники с желтыми сердечками, и почти сразу же появлялись тюльпаны: желтые, красные, розовые. Каких -то других немыслимых расцветок. И запах! Затем степь покрывалась верблюжьей колючкой, полынью. А среди отработанных скважин расплодились суслики.
  • Помню, какие пироги пекла бабушка из красной рыбы. Покупали её за копейки, река Урал буквально кишела лососевыми. А черную икру можно было купить по 3 рубля за литровую банку.
  • А еще арбузы и дыни! Мы бегали на бахчу в конце лета. Арбузы не резали, а бросали на землю разбивали, и съедали только серединку.

Ещё одна выставка: фото-сравнение двух городов Гродно

и Вильнюса

Молодые фотографы сделали фото-сравнение двух городов: Гродно и Вильнюса через зарисовки на улицах.

Активный яркий аккордеонист и глаза собаки, привязанной к стулу в уличном кафе (работы Надежды Сидляревич), мальчик среди взрослых (работа Владимира Лысенко). Фото вызывают эмоции и сопереживание.

А ведь, молодые фотографы, 15 ребят учились всего два месяца, и среди них были те, кто работал с сурдопереводчиками. Проект Photo start дал возможность проявить себя, а нам увидеть мир глазами людей с особенностями. Так просто и талантливо.

Алина Сташевская, Светлана Елисеева, Людмила Трухачёва, Алла  Белецкая, Ольга Гуринова «Золотое перо»

 

Яшчэ запісы