Падтрымаць насКронікаСувязь з намі55+ News

В уже постоянной рубрике о кинематографе Лариса Гирос делится подборкой своих любимых фильмов.

Из всех составляющих фильма (режиссер, оператор, актеры, и др.) для меня главное – идея, ну и, конечно, как она воплощена.

Какие фильмы я отношу к любимым? Так же как и с книгами – те, которые поразили, оставили глубокое впечатление; те, которые возникают время от времени в памяти и которые хочется пересматривать не один раз; те, которые каким-то образом повлияли на мою жизнь, помогли мне. Иногда такие фильмы всплывают из далекой молодости, а названия уже не помнишь. И тогда ищешь по обрывкам сюжета, по снимавшемуся там актеру или другим признакам. Так я вычисляла фильм 1945 года «Завороженный», не зная, когда смотрела в далекой юности, что это Хичкок, но запомнив только, что там играл Грегори Пек.

Кадр из фильма “Заворожённый”

Или фильм «Ниагара» 1953 года я нашла, забив в поисковик «фильмы с водопадами», забыв, что там в главной роли Мерилин Монро.

Кадр из фильма “Ниагара”

Фильм 1948 года «Ловко устроился» я искала долго, забивая в поисковик что-то вроде: «Фильм о том, как писатель устроился работать няней, а потом написал книгу». Этот фильм сейчас забыт, но я люблю его пересматривать. А из ранней молодости после этого фильма у меня осталось только впечатление об актере, игравшем главную роль, о его нестандартных методах воспитания детей и их родителей. Как потом выяснилось, в моем уже сознательном возрасте, этот актер – Клифтон Уэбб, который за эту роль получил «Оскара», и вообще был очень успешным и известным актером 40-х. Потом я посмотрела «Титаник» 1953 года с его участием и детектив 1944 года «Лора», который до сих пор специалисты считают образцом в этом жанре.

Кадр из фильма “Лора”

Попутно с поисками тех фильмов, впечатления от которых тянулись за мной из детства или юности, я находила другие классные киноленты, знакомилась с режиссерами, узнавала актеров, а они в свою очередь наводили на новые фильмы.

Итак, фильмы, которые я вспомнила, когда зашла речь о любимых. Некоторые из них мы вместе смотрели на открытом показе в УЗВ. Но так как состав нашей группы менялся, то, возможно, кто-то заинтересуется.

«Будучи там» – пожалуй, начну с него. Фильм 1979 года ФРГ, США, режиссер Хэл Эшби ( тот, который снял «Гарольд и Мод», кстати, очень классный тоже). Так вот, этот фильм попал в мои любимые за великолепную игру Питера Селлерса, за молодую Ширли Маклейн (она хороша и сейчас – «Коко Шанель» 2008 года, в «Последнем слове» 2016 года), а главное за идею, поданную необычайно остроумно. Жанр фильма – пародия, гротеск, сатира, абсурдистская карикатура на общество, которое познает мир через телевизор. Фильм поставлен по замечательной повести Ежи Косинского «Садовник» почти дословно. Неграмотный аутист Шанси может говорить только о работе в саду. Но окружающие его люди, с высоким положением в обществе (вплоть до президента страны), принимают его слова за аллегорию, а его ограниченность – за мудрость до такой степени, что приглашают его выступить по телевидению, экономисты спрашивают его совета, президент его цитирует, а в конце фильма его кандидатуру собираются выставить на президентских выборах. Фильм, по-моему, злободневен и сейчас.

Кадр из фильма “Будучи там”

«Новый кинотеатр «Парадизо»» Джузепе Торнаторе 1988 года – настоящая ода кинематографу. Будучи одновременно сценаристом и режиссером фильма, Торнаторе настолько ярко передал жизнь одного человека, его взросление, дружбу, любовь, печали и радости, что собственное взросление можно увидеть как в зеркале и пережить те чувства, когда кино было событием – в послевоенные годы нашего детства. Этот фильм собрал по всему миру десятки наград и премий, в то время как для режиссера он был только вторым. Кстати, музыку к фильму написал Морриконе. Простая человеческая жизнь, простые эмоции, радости и горести – этот фильм один из лучших в мировом кино.

Кадр из фильма «Новый кинотеатр «Парадизо»»

«Убить Фрейда» – легкая, стильная, остроумная ироническая комедия 2004 года испанского режиссера Хоакина Ористреля. События в фильме происходят в 1913 году, когда в католической Испании секса не только не было, но и говорить о нем было нельзя.

Фильм проникнут юмором, самым разным: и черным, и легким, и изящным, и ниже пояса. Это удачная стилизация под старое кино. Сам Фрейд, думаю, был бы доволен этим фильмом, т.к. был не только умен, психологичен, но и с большим чувством юмора (судя по его открытиям). Фильм познакомил меня с отличными актерами. Леонор Уотлиг – потом мы ее видели в фильме Альмодовара «Поговори с ней», «Тайная жизнь слов», «Моя жизнь без меня», «Плохое настроение», а также Луис Тосар, Нурия Примс и др., которые вызвали желание поискать фильмы с их участием. Не буду раскрывать содержание – кто не смотрел, посмотрит сам. Да, и как бонус, в финале суперское танго.

Кадр из фильма “Убить Фрейда”

«Виктор и Виктория» мюзикл комедия 1982 года с Джулией Эндрюс (которая, как и наша Гурченко, сама поет в фильме), Джеймсом Гарнером, Робертом Престоном и другими прекрасными актерами. Чудесная музыка Генри Манчини. А главное – идея: как бы ни было трудно – никогда не унывать, ну и еще – неважно какая у тебя ориентация, главное, что ты за человек. В общем, светлый и радостный фильм на все времена, который вполне на уровне  всем известного кино «В джазе только девушки».

Кадр из фильма “Виктор и Виктория”

Очень атмосферный фильм «Модернисты» 1988 года Алана Рудольфа, где показан артистический Париж 20-х годов и американская диаспора наводнившая Монмартр – эдакая смесь реальных персонажей, авантюры, богемы, детектива, любви и, в придачу, красивых актеров. Здесь и Хемингуэй с его «Праздником, который всегда с тобой» и Гертруда Стайн со своим салоном на улице Флерюс и Морис Равель. Играют Линда Фиорентино («Догма», «Больше , чем жизнь»), дочка Чарли Чаплина Джеральдина Чаплин («Вспоминая моих печальных шлюх», «Мост короля Людовика Святого», «Поговори с ней», «Доктор Живаго» и др.), Кит Кэрредин («Фарго», «Декстер»), Джон Лоун («Последний император») и другие интересные актеры.

Кадр из фильма «Модернисты»

Очень понравился трогательный фильм Самюэля Бершентри «Асфальт» 2015 года. Фильм несколько абсурден и комичен, но в нем заложены важные идеи: человеку нужен человек и что каждый может помочь другому, а еще, если будешь сидеть на месте – жизнь пройдет мимо. Это очень обаятельный фильм, состоящий из нескольких новелл. Несмотря на мрачноватый антураж, он поднимает настроение и помогает по-новому взглянуть на собственную жизнь. Актеры: Изабель Юппер (8 женщин», «Любовь», «Пианистка»), Гюстав Керверн («Женщина во дворе»), Валерия Бруни-Тедески («Хороший год», «Время прощания») Майкл Питт («Найти Форрестера», «Я – начало»).

Кадра из фильма “Асфальт”

Может сложиться впечатление, что я люблю только зарубежное кино. Нет, есть много наших отличных фильмов. Но лучшие из них мы все смотрели и пересматривали не раз. Все же хочу отметить, что «Андрей Рублев» Тарковского 1966 года тоже отношу к своим любимым. В нем поместилась целая эпоха – Русь 15 века, и какие актеры!!!

Кадр из фильма “Андрей Рублёв”

Я намеренно не даю подробный анализ фильмов и не пересказываю сюжетов. Во-первых, я не специалист, чтобы разбирать достоинства фильма, я пишу о впечатлении, которое фильм оставил; во-вторых, каждый, кто хочет, сам посмотрит фильм и составит свое мнение, а в-третьих, эти фильмы не ограничивают список моих любимых фильмов. Просто, когда я решила ответить на вопрос о своих любимых фильмах, именно эти всплыли в памяти, я вспомнила, как они меня порадовали в свое время. В другой период моей жизни это могли быть другие фильмы.

Каждый из нас, любителей кино, может составить свой список любимых фильмов.

 

Яшчэ запісы